Карта РоссииКоллективыНовостиО фольклореО проекте
Центральный федеральный округ
Центральный федеральный округ
115

Южный федеральный округ
Южный федеральный округ
23

Северо-Западный федеральный округ
Северо-Западный федеральный округ
42

Дальневосточный федеральный округ
Дальневосточный федеральный округ
13

Сибирский федеральный округ
Сибирский федеральный округ
55

Уральский федеральный округ
Уральский федеральный округ
22

Приволжский федеральный округ
Приволжский федеральный округ
73

Северо-Кавказский федеральный округ
Северо-Кавказский федеральный округ
14

Крымский федеральный округ
Крымский федеральный округ
4

Параметры
поиска:
с видеороликом
с аудиозаписью

новости

29.10.2014

Интервью директора Государственного Российского Дома народного творчества Тамары Валентиновны Пуртовой газете "Культура"

Тамара Пуртова: «Если идеология правильная — почему бы ее не насаждать»


В Совете Федерации обсудили вопросы сохранения народного творчества в стране. О том, как оно сегодня развивается, «Культуре» рассказала Тамара Пуртова — директор Государственного Российского Дома народного творчества.
Культура: На высшем уровне заговорили о сохранении народного творчества. Есть что сохранять?
Пуртова: Да. В последние годы был дан толчок для роста национального самосознания. Все вспомнили про свою этничность, стали интересоваться традициями. Хотя здесь нужно быть осторожными, чтобы не впасть в шовинизм. Надо уметь соблюдать баланс национального и интернационального — без последнего никуда, все равно существует взаимовлияние культур. А что до фольклорного движения, набирающего обороты в последние годы, то его стало поддерживать и государство. Появилась возможность создавать коллективы, искать, где что сохранилось. Кстати, в национальных республиках в этом смысле положение всегда было лучше, чем у русских. Ведь чем больше этнос, тем меньше он заботится о сохранении традиционной культуры. У малых народов проще — там она и описывалась, а главное, передавалась в быту.
Культура: С Вашей точки зрения, традиционная культура у русских сошла на нет?
Пуртова: Есть сохранившиеся образцы — в Архангельской области или Забайкалье, но это благодаря изоляции. А так, скорее, атавизмы наблюдаются. Вот возьмите свадьбу — какой бы современной она ни была, в конце все равно в пляс пускаются. Там может звучать джаз, рок, поп, но после определенного момента, когда человек теряет контроль над собой, почему-то начинает танцевать вприсядку. Пока это в нас, слава Богу, не изжито.
Культура: Сейчас все еще и Масленицу гуляют.
Пуртова: А традиционные праздники во все времена были привлекательны. Этническое всегда интересно. И зрелищно. Тут главное — в шоу не скатиться. Сейчас появилось много дельцов, использующих традиционную культуру для зарабатывания денег. В итоге она опошляется. Понимаю фольклористов, которые пытаются противодействовать такому подходу и сохранить аутентичную культуру. Хотя они впадают в другую крайность — им бы все охранять да консервировать. Но это невозможно: современный зритель просто не воспримет традицию в той форме, в которой она существовала сто-двести лет назад. К тому же что такое аутентика? Это, например, когда песня исполняется в месте ее бытования и привязана к конкретному событию. А если она оторвана от обряда, перенесена на сцену и поют не носители, а другие люди, то получается уже обработка. Вопрос только в степени обработки. Я вообще против каких бы то ни было запретов. Если кто-то смешивает народную музыку с джазом или роком, и делает это талантливо — почему нет?
Культура: А выступление «Бурановских бабушек» на «Евровидении» — стилизация или опошление?
Пуртова: Это шоу-бизнес. Просто продюсеры приложили руку к модному, интересующему широкую публику течению. Но бабушки не виноваты, они чудесные. Да и в их выступлении на «Евровидении» может быть положительный момент. Вдруг кто-то, увлеченный таким зрелищем, заинтересуется и отведет ребенка в кружок, где учат народной песне. А тот вырастет и сам решит, исполнять ли ее в современной обработке на английском языке или все-таки иначе.

Культура: Возглавляемый Вами Дом координирует центры народного творчества по всей стране. Кто сегодня занимается в кружках художественной самодеятельности?
Пуртова: Возрастной диапазон — от трех лет до девяноста. Примерно половина — дети до четырнадцати. Не оттого, что взрослые не хотят заниматься, а из-за падения клубной системы, закрытия дворцов культуры. К тому же сейчас все переведено на платную основу. У нас ведь как считается: желаешь любительским творчеством заниматься — плати. А если денег нет, делай, что хочешь. Человек найдет, чем бесплатно заняться — например, пойдет жечь автомобили. Вот поляки закрыли дома культуры — через десять лет у них всплеск девиантного поведения среди молодежи. Пришлось спешно возрождать систему досуговых занятий.
Культура: Получается, дом творчества как синоним национальной безопасности?
Пуртова: В каком-то смысле, да. Буряты провели исследование — подсчитали сколько нынешних заключенных когда-то занимались в кружках. Получилось 0,1 процента. То есть отрицательное поведение формируется от незанятости. Поэтому дома культуры надо поддерживать, а не разрушать, крича: это советская система, она все погубила! Еще ей в вину ставят, что несет идеологию. Но если это правильная идеология, почему бы не насаждать? Можно ведь за основу взять традиционную культуру — без нее народ вообще не может существовать. Она по своей сути позитивна. Если и есть что-то пессимистичное, то пусть лучше дети это в сказках прочтут, чем потом в жизни столкнутся. А мы, получается, потеряли два поколения — они не знают традиций. Те, кому в школе преподавали народные танцы, песни, стали пожилыми. Молодые учились, когда уже ничего не было — в том числе авторитетов. У них появятся дети, те тоже ничего не узнают. А воспитывать надо с самого детства, пока ходить еще не умеют — объяснять, что старших нужно почитать... Я езжу в метро и думаю: почему опять начали места уступать? Ведь еще несколько лет назад такого не было. И сделала печальный вывод: москвичи не стали воспитаннее, просто они ездят на машинах, а метрополитеном в основном пользуются приезжие из Средней Азии. В тех республиках обычаи еще сильны, там с детства вкладывают уважение к старшим. Вот эти традиционные ценности и надо воспитывать. А мы бьемся — аутентичный фольклор, не аутентичный, по назначению его используют или нет...

Тамара ЦЕРЕТЕЛИ

 

www.rusfolk.ru