Карта РоссииКоллективыНовостиО фольклореО проекте
Центральный федеральный округ
Центральный федеральный округ
115

Южный федеральный округ
Южный федеральный округ
23

Северо-Западный федеральный округ
Северо-Западный федеральный округ
42

Дальневосточный федеральный округ
Дальневосточный федеральный округ
13

Сибирский федеральный округ
Сибирский федеральный округ
55

Уральский федеральный округ
Уральский федеральный округ
22

Приволжский федеральный округ
Приволжский федеральный округ
73

Северо-Кавказский федеральный округ
Северо-Кавказский федеральный округ
14

Крымский федеральный округ
Крымский федеральный округ
4

Параметры
поиска:
с видеороликом
с аудиозаписью

новости

01.03.2015

Набором, росписью и мышиной тропкой...

В Каргопольском государственном историко-архитектурном и художественном музее проходит выставка, посвященная вышивке.

Крестьянская вышивка была одним из самых развитых видов народного искусства Каргополья. Ею украшали полотенца, подзоры, женские и мужские рубахи, сарафаны, передники, головные уборы.

Музей обладает достаточно представительной коллекцией вышивки. Только на данной выставке демонстрируется около 150 предметов, выполненных в самых разных техниках шитья. Данная коллекция начала формироваться еще основателем музея Капитоном Григорьевичем Колпаковым. Наиболее ранние образцы, которые можно отнести к первой половине ХIХ века, происходят из его собрания.

Отличительная особенность каргопольской вышивки - сюжетное разнообразие и орнаментальное богатство, использование самых разных приемов шитья. Вышивальщицы владели древним двусторонним швом «роспись», «набором», имитирующим тканые узоры, ажурной строчкой «перевитью», гладью, «тамбуром». Распространенным мотивом каргопольской вышивки является трехчастная композиция, в центре которой - древо или человеческая фигура, иногда двуглавый орел, а по краям предстоят всадники, барсы, птицы Порой узор состоит из отдельных или чередующихся одинаковых фигур. Это могут быть барсы, орлы, всадники, птицы павы с пышным хвостом. Орнаментальным дополнением композиции служит включение вертикальных и горизонтальных полос, состоящих из маленьких птичек.

Геометрический узор вышивки встречается на оплечьях женских каргопольских рубах. Оплечья, по-местному намышники, строились в виде прямоугольника с плотным ковровым узором, края которого чаще всего имели ореол из ряда легких цветов.

В первой половине ХIХ века вышивали в основном на серебристо-белой холстине красной бумагой, так в старину называли хлопчатобумажную нить, с включением цветных шелковых нитей. Чуть позже использовали не только красный, но и синий и желтый цвета К концу ХIХ века с появлением анилиновых красителей в вышивке стала использоваться разноцветная шерстяная нить (гарус), что обогатило цветовую гамму вышивки. С распространением фабричных тканей стали вышивать и по кумачу.

Вышивание - типичное крестьянское занятие. Каждая женщина с детства овладевала таким умением. Золотное же шитье на платках и украшение головных уборов низанием - разновидности вышивки - были промыслом. Только некоторые мастерицы владели такой техникой и выполняли свои работы на заказ.

Наряду с крестьянской вышивкой экспонируются церковные облачения фелони, плащаница, воздух. Отдельные из них датируются XVII веком. Шитье выполнено из шелковых и золотных нитей, пряденого серебра по бархату, шелку, парче. Большинство предметов происходят из городских церквей и монастырей. К собранию К. Г Колпакова принадлежит стихарь.

Настоящая выставка показывает, что каргопольскими мастерицами были созданы великолепные образцы вышивки, которые до сего времени остаются примером высокого художественного вкуса и могут вдохновить наших современников.

Больше информации о выставке на сайте музея: www.karmuseum.ru